Модель ожидаемой полезности еды | Женский журнал

Модель ожидаемой полезности еды

model-ozhidaemoj-poleznosti-edy

Хотя модель ожидаемой полезности — это модель общего принятия поведенческих решений, тем не менее, она помогает понять психологические процессы, которые влияют на выбор еды человеком. Этому посвящены многие исследования. Например, ученые опросили 34 человека о последствиях употребления ими 4 групп продуктов, которые содержат много жира: мясо, мясные продукты, молочные продукты и жареная пища. На основе этого опроса были выделены преобладающие последствия употребления каждой из этих групп продуктов, и три из них оказались идентичными во всех группах продуктов («… полезны», «… содержат много жира», «… вкусные»). Другие убеждения включали «высокую цену» (мясо и мясные продукты), «протеин» (мясо и молочные продукты) и «выгоду» (мясные продукты и жареная пища).

Ученые протестировали, могут ли влиять эти убеждения на установки к этим группам продуктов в еще более обширной выборке из 240 человек. Результаты показали, что «вкус» и «полезность» являются важными детерминантами установок к каждой группе продуктов, а «жирность» определяет установки только к молочным продуктам и жареной пище. Кроме того, «высокая цена» и «витамины» определяли установки к мясу, а «витамины» определяли установки к молочным продуктам. Исследование предоставляет доказательства в пользу того, что модель ожидаемой полезности может быть использована в качестве ключа к пониманию установок: разные убеждения, определяющие поведение, лежат в основе установок к конкретным группам продуктов.

Модель ожидаемой полезности также использовалась для исследования установок относительно диеты.

Например, продвижение употребления еды с низким содержанием жира является основной целью правительства Великобритании в сфере здравоохранения: учитывая серьезный риск для здоровья от употребления пищи, содержащей много жира, рекомендуется получать не более 35% пищевой энергии из жира, которая содержится в употребляемой пище. На основе теории ожидаемой полезности можно спрогнозировать, что общая установка человека к употреблению пищи с низким содержанием жира определяется преобладающими результатами этого поведения.

В исследовании посредством пилотного интервью было выделено восемь преобладающих результатов, четыре из которых определяли установки к употреблению пищи с низким содержанием жира («после употребления… я чувствую себя хорошо», «… не приносит удовольствия от приема пищи», «… помогает сохранять меньший вес», «… я чувствую вину за то, что употребляю жир»). Интересно, что убеждения, формирующие поведение, которые определяли последствия для здоровья (например, «… снижает степень риска появления коронарного сердечного заболевания») не были связаны с установками. Из этого можно сделать вывод, что призывы изменить рацион питания, потому что он вреден для здоровья, могут быть менее эффективны, чем привлекательность перспективы потери веса и мнение об особо приятном вкусе продуктов с низким содержанием жира.

Результаты исследования указывают на полезность модели ожидаемой полезности для прогнозирования установки к выбору еды. Такая перспектива расширяет рамки закона соответствия и теории оптимального фуражирования, учитывая ряд потенциальных видов воздействия на выбор еды. Тем не менее, хотя очевидно, что необходимо изучать процессы принятия решений, определяющие установки к еды, сильная сторона этого подхода заключается в способности установок определять фактический выбор еды. Все же модель ожидаемой полезности представляет собой идеализированную форму принятия решений, которая может не реализовываться в повседневной жизни человека.

Оцените статью
Женский журнал
Добавить комментарий